Офис: Пн-Пт 9.00-18.00
Тех. поддержка: 9.00-21.00
Работаем с 44 и 223 ФЗ

Регламент технического обслуживания сервера

Регулярное техническое обслуживание сервера позволит поддерживать его работоспособность и избежать сбоев в ненужный момент. Для Windows-серверов (самых распространенных в бизнесе) существует определённый перечень регламентных операций, которого должна придерживаться компания.

Что входит в регулярное техническое обслуживание

Основные задачи техобслуживания сервера – выявление скрытых проблем и в целом мониторинг его состояния. Например, многократные перезагрузки позволяют выявить, например, проблему с загрузкой служб, которые, случись они в рабочее время, надолго остановят бизнес-процессы. Выявленные в результате регламентных операций проблемы удаётся решить без ущерба бизнесу.

В основном техобслуживание включает такие операции:

  1. Установка обновлений в принудительном порядке. Это позволяет сэкономить время в рабочем процессе, когда сотруднику приходится перезагружать сервер, распаковывать скачанные обновления, что на время тормозит процессы в компании. Не стоит забывать, что обновления могут быть проблемными и нарушать работоспособность некоторых служб. А откат обновлений тоже занимает рабочее время.
  2. Перезагрузка. Когда операционная система Windows перезагружается, очищаются логи, оперативная память, фоновые задания завершаются. Если не делать такую операцию с периодичностью хотя бы один раз в месяц, система может зависнуть в любой момент.
  3. Антивирусный осмотр. Фоновый антивирус обычно не выполняет весь объём защитных функций, поскольку проверяет только те файлы, которые проходят через кэши и оперативную память. Полная проверка на наличие вирусов, которой подвергается вся файловая система, позволяет уловить даже те вредоносные программы, что сумели попасть на сервер.
  4. Использование Dr.Web CureIt. Не существует таких антивирусных программ, которые дали бы стопроцентную защиту от вирусов. Лучшие результаты показывает комбинация разных антивирусных ядер – повышает вероятность их обнаружения.
  5. Дефрагментация диска. Обычно для этого используют утилиту MyDefrag, позволяющую упорядочить данные на диске, повысить производительность дисковой подсистемы.
  6. Бэкапы. Операции резервного копирования могут работать неправильно, ручная же проверка создания бэкапов позволит выявить слабые места. Проверяют не только сам факт создания резервных копий, но и их размер, дату.
  7. Восстановление резервных копий. Иногда даже при наличии резервной копии восстановить данные не получается. Рекомендуется периодически вручную делать такую операцию, чтобы проверить корректность и в принципе способность данных к восстановлению. Это касается и файлов, и SQL-баз.
  8. Удаление временных файлов. Это позволяет не занимать место на системном диске.
  9. Анализ системного журнала. Здесь хранятся данные о проблемных частях сервера, показана динамика ухудшения и улучшения его «здоровья».
  10. Контроль открытых портов. Их проверка помогает оценить уровень безопасности сети.

Любые бизнес-процессы компании на время проведения регламентных операций по техобслуживанию сервераё приостанавливаются. По этой причине работы чаще всего выполняют вечером в пятницу или в другое нерабочее время сотрудников.

С какой периодичностью проводят техобслуживание

Большинство операций по техобслуживанию серверов лучше проводить с периодичностью один раз в месяц. Некоторые операции, например удаление временных файлов и проверку открытых портов, можно выполнять реже – один раз в два месяца.

Именно эта регулярность чаще всего не соблюдается штатными сотрудниками. Для контроля над процессом можно установить напоминания. Но руководитель компании в любом случае должен контролировать своевременность техобслуживания сервера.

Контролировать качество может как сотрудник компании, так и автоматизированный алгоритм проверки. Такой «робот» не только проверяет факт выполнения регламентных операций, но и их качество.

Результат технического обслуживания сервера

Результаты регламентных проверок:

  • сокращение времени, затрачиваемого сотрудниками компании;
  • предупреждение зависания Windows во время рабочего процесса;
  • выявление слабых мест в антивирусной защите, обнаружение уже существующих на сервере вирусов;
  • повышение производительности дисковой подсистемы;
  • проверка способности восстановления файлов из резервной копии;
  • освобождение места на системном диске;
  • контроль безопасности сети в плане ненужных открытых портов.

Техническая поддержка серверов включает полный перечень перечисленных регламентных работ, но компания может выбрать только часть из них.

Эффект от внедрения плановых работ

Что даёт регулярное проведение работ по техобслуживанию сервера компании:

  • снижение риска заражения вирусами на 75%;
  • уменьшение на 95% числа нерабочих резервных копий;
  • операционная система, если неудачно установились обновления, сбоит реже на 80%;
  • при перезагрузке сервера количество сбоев уменьшается на 70%.

Некоторые проблемы нельзя предупредить даже при регулярном техобслуживании сервера. Например, при появлении новой вредоносной вирусной программы даже такой тщательной профилактики может быть недостаточно.